Dimdim SoftWare
Мастерская Dr.dimdim
ГлавнаяПоискНаписать письмо
ГлавнаяМоделированиеПроектированиеТЗРазработкаИнтерфейсСтатьиСсылкиАвтор
Главная > Консалтинг

Консалтинг в российской практике

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВИДЫ КОНСАЛТИНГА

Консалтинг — это процесс, в рамках которого внешний по отношению к предприятию специалист делится своими знаниями, опытом и содействует проведению реальных улучшений на предприятии. Другими словами, консалтинг — это помощь, оказываемая внешними консультантами, в решении той или иной задачи.

Круг проблем, решаемых консалтингом, очень разнообразен: от набора персонала до комплексной реструктуризации предприятия. Соответственно, специализация консалтинговых компаний может существенно различаться. Выделим основные виды консалтинга:

  • финансовый, в т.ч. налоговый консалтинг и аудит;
  • юридический консалтинг;
  • консалтинг по вопросам управления производством;
  • консалтинг по вопросам использования информационных технологий в управлении (IT-консалтинг);
  • консалтинг по вопросам управления человеческими ресурсами;
  • управленческий консалтинг;
  • инвестиционный консалтинг.

В рамках управленческого консалтинга консультанты помогают установить четкие ответы на вопросы «что делать?» (разработка концепции деятельности и стратегии развития) и «как делать?» (программа повышения продуктивности в рамках уже выбранной стратегии). Суть инвестиционного консультирования предполагает ответ на вопрос где и как взять деньги для реализации тех или иных инвестиционных программ в рамках выбранной стратегии.

Важно понимать, что услуги консультантов — это товар для руководителей и собственников, т.е. тех людей, которые реально принимают ключевые решения.

ПОЧЕМУ СУЩЕСТВУЕТ СПРОС НА КОНСАЛТИНГОВЫЕ УСЛУГИ

 

Консультанты — неотъемлемая черта научно-технического прогресса, когда организация сталкивается с таким огромным объемом информации, что сделать самостоятельно правильный выбор становится очень трудно. В России, как и во многих странах с переходными экономиками, для которых характерна высокая степень нестабильности экономических процессов, огромное количество предприятий, которым необходимы услуги консультантов по управлению и инвестициям.

ТИПИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

 

  • Собственники и менеджеры не рассматривают предприятия с точки зрения «повышения стоимости бизнеса»; они не знают подходов к определению стоимости и не могут определить, какие факторы в наибольшей степени влияют на стоимость бизнеса.
  • Отсутствует четкая стратегия развития, усилия распылены по многим направлениям, которые очень часто несовместимы друг с другом, что не позволяет сконцентрироваться на главных конкурентных преимуществах.
  • Система маркетинга либо отсутствует, либо недостаточно эффективна. Предприятие стремится «произвести лучший продукт», в то время как во всем мире уже давно принят на вооружение тезис «создать лучшую систему продаж».
  • Топ-менеджеры предприятия не работают в режиме единой команды, объединенной общей концепцией и стратегией развития. Многие из них добились серьезных успехов в советские годы или в первые годы реформ, однако не имеют необходимой квалификации для успешной работы в условиях нормальной рыночной экономики.
  • Система планирования и контроля на предприятии разрозненна, многие процедуры и функции дублируются, процесс постановки задач и контроля над их исполнением является формальным.
  • Менеджеры не ставят максимальных задач, основанных на конкурентных преимуществах предприятия. В результате конкуренты, проводящие более агрессивную политику, вытесняют предприятие из данного сегмента рынка, или это может произойти в ближайшее время.
  • На предприятии существует дефицит квалифицированных кадров, менеджмент и среднее звено «говорят на разных языках», наиболее ценные кадры переманиваются конкурентами.
  • Отсутствует или недостаточно эффективен механизм принятия обоснованных решений о выделении средств на те или иные инвестиционные программы.
  • Структура капитала предприятия не оптимальна, активы избыточны, финансовые службы имеют неправильное представление об источниках и механизмах привлечения финансирования и не используют их для реализации серьезных инвестиционных программ.

Вместе с тем, за годы реформ в России сформировалась так называемая «новая экономика», состоящая из незначительного количества успешно действующих предприятий. Именно они являются «локомотивом» и  ключевыми точками роста нашей экономики. Лучшие из них добиваются доминирующего положения не только на внутреннем рынке, но и за рубежом.

ОСНОВНЫЕ ДОСТОИНСТВА УСПЕШНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

 

  • Четкая концепция деятельности и стратегия развития, основанные на конкурентных преимуществах.
  • Управление компанией происходит по четко поставленным целям в соответствии со стратегическим и оперативным планом маркетинга.
  • Высокая квалификация, навыки и опыт успешного управления у топ-менеджеров компании.
  • Оптимальная организационная структура, где каждый сотрудник твердо знает свои задачи, полномочия и ответственность.
  • Эффективная система управления продажами, позволяющая продуктам компании сохранять лидирующие позиции на рынке.
  • Эффективная система управления закупками, которая обеспечивает отлаженный производственный процесс и минимизирует издержки.
  • Эффективное управление персоналом, наличие системы мотивации, позволяющей иметь лучший кадровый состав.
  • Отлаженная система контроллинга и управленческого учета.

Таким образом, реально существует конкретный опыт построения успешно действующих предприятий. Этот опыт базируется на лучших образцах западных и российских флагманов в конкретных направлениях бизнеса. Именно такой опыт, учитывающий все тенденции мирового развития, накапливают, анализируют и развивают консультанты по управлению и инвестициям. Внедряя свой уникальный опыт в рамках сотрудничества с российскими предприятиями, консультанты реально способствуют экономическому росту и промышленному развитию в нашей стране. Смотреть вперед и дальше — главное условие выживания компаний в бурном море перемен, в котором консалтинговые фирмы играют роль путеводителя.

10 ПРИЧИН ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ РАБОТАТЬ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ КОНСУЛЬТАНТАМИ

 

КОНСУЛЬТАНТЫ:

  • Обладают специфическими теоретическими и прикладными знаниями, которыми не владеют сотрудники обычных компаний.
  • Имеют уникальный опыт, полученный в процессе работы с другими клиентами.
  • Дают объективную непредвзятую оценку текущей ситуации на предприятии.
  • Выявляют общие тенденции развития предприятия и отделяют главное от второстепенного.
  • Вырабатывают для руководителей необходимые аргументы и способы убеждения при взаимодействии с подчиненными, а также для обоснования и/или критической оценки уже принятых решений.
  • Помогают сфокусировать внимание на конкурентных преимуществах предприятия и получить свежие идеи.
  • Выявляют дополнительные резервы для дальнейшего развития компании.
  • В процессе консультирования повышают квалификацию сотрудников предприятия.
  • Добиваются существенно большего взаимопонимания между ключевыми сотрудниками.
  • Инициируют позитивные изменения «изнутри» компании за счет консолидации усилий основного кадрового ядра.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ НАЧАТЬ РАБОТУ С КОНСУЛЬТАНТОМ

 

Решение о реформировании (реструктуризации) предприятия является серьезным и ответственным шагом, требующим, прежде всего, консолидации усилий внутри самого предприятия. Успех преобразований во многом зависит от того, насколько открытым, конструктивным и доброжелательным будет сотрудничество между руководством предприятия и консультантами. Учитывая данное обстоятельство, прежде, чем провести первые переговоры с консультантами, весьма желательно иметь представление об основных принципах их работы:

  • Несмотря на то, что предприятие нанимает консультантов на определенных коммерческих условиях, профессиональные консультанты всегда дают объективную непредвзятую оценку текущей ситуации. Консультанты, как и врачи, не скрывают проблемы и всегда имеют собственную независимую позицию по ключевым вопросам. Если Вы еще не готовы к проведению реальных изменений, если Вам реально не нужна объективная информация о Вашем предприятии, лучше отложить сотрудничество с консультантами.
  • Консультанты не вмешиваются в оперативное управление предприятием и не занимаются текущими вопросами, связанными с деятельностью предприятия. По этой причине консультанты не могут принять ответственность за успешное внедрение разработанных ими рекомендаций и не могут гарантировать окончательного успеха преобразований. В истории консультирования отмечены тысячи случаев, когда отличные отчеты консультантов были похоронены в столах руководителей и никогда не воплощены в жизнь, хотя формально и приняты. Ответственность за конечный успех лежит на собственниках и менеджерах предприятий. Гарантии со стороны консультанта заключаются в его высокой репутации, рекомендациях других успешных компаний, которые добились весомых результатов, следуя рекомендациям консультантов.
  • Консультанты неукоснительно соблюдают кодекс этики и профессионального поведения. Вопрос о конфиденциальности обязательно оговаривается с клиентом в процессе обсуждения текста договора. Консультант не упоминает даже имени клиента без его согласия.
  • Консультанты следуют принципу «семь раз отмерь, один раз отрежь» и не предлагают резких изменений на предприятии. Напротив, профессиональные консультанты всегда проводят взвешенную, последовательную политику, базирующуюся на тщательном анализе ситуации. Именно поэтому взаимодействие предприятия с консультантом начинается с предварительных этапов — экспресс-диагностики или специализированного тренинга, которые становятся отправной точкой для выработки направлений нашего дальнейшего сотрудничества. Предварительные этапы не требуют существенных финансовых затрат со стороны предприятия и позволяют менеджерам принять решение о необходимости дальнейшего взаимодействия.
  • Процессы реформирования и привлечения инвестиций всегда очень сложны и требуют учета специфики конкретного предприятия. Именно поэтому консультанты по управлению и инвестициям заранее не могут иметь готового «прайс-листа» на комплексные услуги. Детальное техническое и финансовое предложения могут быть подготовлены только после завершения предварительных этапов сотрудничества. Календарный план и финансовые условия могут неоднократно корректироваться на стадии обсуждения деталей договора.
  • При определении стоимости консалтинговых услуг общепринято в мировой практике использовать ставку работы конкретного специалиста в единицу времени (человеко-день, человеко-час и т.п.). В техническом и финансовом предложении консалтинговая фирма указывает, каких специалистов предполагается использовать для реализации проекта, и сколько времени (например, в человеко-днях) будет ими затрачено на проведение работ. Ставки консультантов варьируются в зависимости от их опыта и специализации. Ставка консультанта не является его личным доходом. В нее, помимо личного гонорара консультанта, заложены косвенные и накладные расходы консалтинговой фирмы (за исключением командировочных расходов), и необходимая норма прибыли. Средняя ставка работы консультанта, представляющего консалтинговую фирму, тем выше, чем выше имидж и репутация данной фирмы, ее профессионализм и качество оказываемых услуг.
  • Услуги профессиональных консультантов всегда направлены на достижение реальных улучшений на предприятии. Консультанты принимают реальное участие в работе по внедрению рекомендаций, работая с предприятием в режиме долгосрочного сотрудничества.
  • Не только внедрить, но и разработать эффективные рекомендации невозможно без активного участия специалистов предприятия. В рамках оказания консультационных услуг создается смешанная рабочая группа, состоящая из консультантов и наиболее инициативных сотрудником предприятия, способных генерировать свежие интересные идеи и решения на благо развития своей компании.
  • Собственники и руководство предприятия всегда будут иметь исчерпывающую информацию о ходе работ в рамках оказания консалтинговых услуг. Они не только будут получать промежуточные и итоговые отчеты, в обязательном порядке предусмотренные календарным планом проведения работ, но в любой удобный для них момент смогут получить необходимые комментарии и разъяснения от директора проекта.

Серьезные проекты, связанные с стратегии развития, повышением продуктивности операций, привлечением финансирования, не могут быть реализованы без определенных затрат со стороны предприятия. Однако эффект и результаты, которые будут достигнуты, с лихвой окупят финансовые, интеллектуальные и иные издержки. Комплексный подход к решению проблем на основе лучшего российского и зарубежного опыта позволяет совершить качественный скачок в развитии и получить реальные конкурентные преимущества в своем направлении бизнеса.

Вверх

<<Назад

Главная| ИС.. | Моделирование | Проектирование | ТЗ | Разработка | Интерфейс | Статьи | Ссылки | Автор
DimDim SoftWare Мастерская Dr. dimdim Copyright 2003-2004
Администратор info-system@mail.ru
Последнее обновление 26-Дек-2003