Dimdim SoftWare
Мастерская Dr.dimdim
ГлавнаяПоискНаписать письмо
ГлавнаяМоделированиеПроектированиеТЗРазработкаИнтерфейсСтатьиСсылкиАвтор
Главная > Интерфейс

Создание прототипов интерфейсов

Владислав Головач

Создание максимально эффективного прототипа интерфейса является чрезвычайно важной задачей. Прототип должен хорошо выглядеть, чтобы понравиться заказчику и не вызвать вопросов у субъектов тестирования, он должен быть максимально дешев, максимально полон и, что немаловажно, должен с легкостью обновляться.

Любой прототип несет на себе последствия множества компромиссов. Например, совершенно резонно хочется, чтобы прототип максимально соответствовал реальному продукту – это облегчает тестирование и увеличивает вероятность обнаружения структурных ошибок. С другой стороны, создание прототипа, это, всё-таки, подчиненная операция, самостоятельной ценности не имеющая, а значит, создавать прототип нужно в максимально сжатые сроки. Более того, если рассматривать прототип как средство тестирования (что, собственно говоря, и нужно делать), оказывается, что прототип должен легко модифицироваться. В самом деле – при тестировании нашли проблемы, теперь прототип нужно переделывать и тестировать опять. Вот и оказывается, что если делать прототип детальным, красивым и функциональным, он получится дорогим (прежде всего в отношении затраченного на него времени) и при этом слабо подходящим для модифицирования.

К счастью, требования к прототипу изменяются со временем. Сначала наиболее актуальными его свойствами являются скорость создания и простота модификации. Эти свойства позволяют быстро разработать и проверить несколько версий интерфейса, при этом ещё и исправить значительную часть ошибок. Только затем на первый план выходят функциональность и эстетичность, простота же модификации становится уже не так важна, поскольку с каждой новой исправленной ошибкой снижается вероятность того, что прототип придется полностью переделывать при обнаружении новой ошибки.

Таким образом, наиболее эффективным методом является создание двух или трех типов прототипов: первый прототип делается быстро, второй медленней, но красивее, а третий (нужный не всегда) уже с созданием интересующей функциональности (в данной статье прототипы этого типа не рассматриваются, их разработка несущественно отличается от разработки собственно продукта). На практике самыми нужными являются прототипы первого типа.

Первый тип – примитивный

Самым эффективным способом создания ранних прототипов является рисование интерфейса на бумаге. Достоинствами бумаги являются исключительная простота и скорость рисования. Кроме того, бумага помогает не думать о том, как интерфейс выглядит, позволяя сосредоточиться на том, как интерфейс работает.

При рисовании прототипа на бумажке очень важно не стараться нарисовать его так, чтобы он был красив, например, не нужно стараться рисовать линии прямыми. На ваше понимание работы интерфейса это не повлияет, зато здорово замедлит работу. Красоту же всё равно придется выбрасывать, когда вы нарисуете новую версию. Так что основным критерием живописности должна стать скорость работы.

Элементы интерфейса, которые нельзя нарисовать однозначно (например, раскрывающиеся списки, у которых значения до поры скрыты) эффективнее всего рисовать неоднозначными, важную же информацию из них лучше всего словами писать на полях.

Если вам хочется идти в ногу с прогрессом, вы можете воспользоваться системой DENIM. Эта программа «эмулирует» листок бумаги и ручку с ластиком, при этом позволяет снабжать получившийся псевдо-бумажный прототип зачаточной интерактивностью. Так, например, вы можете без труда сделать так, чтобы кнопка, которую вы нарисуете, автоматически открывала другой экран. К сожалению, DENIM обладает определенными недостатками. Во-первых, он очень функционально беден (как-никак проект некоммерческий). Во-вторых, DENIM сам является полигоном интерфейсных решений (в результате обычной панелью инструментов оказывается очень неудобно пользоваться). Впрочем, это имеет и свои достоинства – где ещё, например, можно увидеть в действии круглые меню?

Второй тип – полуреальный

Самым распространенным инструментом для создание прототипов второго типа является MS Visio. Некоторую конкуренцию ему могут составить MS PowerPoint и Macromedia FreeHand (и вообще любой иллюстративный пакет, обладающий возможностью работать с несколькими страницами), но возможности PowerPoint для такой работы слишком малы, а возможности FreeHand, напротив, слишком велики. Ни то ни другое скорость работы не увеличивает.

При работе с Visio можно выбрать одну из двух возможностей: можно либо рисовать все экраны на одном листе, соединяя взаимосвязанные элементы управления и экраны линиями, либо рисовать каждый экран на отдельном листе, связывая экраны ссылками. Первый вариант хорош для вас, поскольку позволяет оценить интерфейс в целом, второй – для заказчика и субъектов тестирования, поскольку его легче понять. Как правило, превратить второй вариант в первый оказывается гораздо легче.

Среди многочисленных наборов заготовок в Visio есть и набор с элементами интерфейса Windows, однако эти заготовки выполнены довольно топорно, с огромным количеством лишних деталей. Пользоваться можно только заготовками для радиокнопок и чекбоксов (которые реализованы неплохо), а также заготовкой для полоски прокрутки. Поскольку создание собственных интерактивных заготовок непроблематично, я рекомендую создать свой набор и пользоваться им. Сам я, впрочем, так не делаю, а просто рисую нужные мне элементы на ходу. Получается немножко медленнее, нежели пользоваться готовыми, но зато выглядит прототип лучше (времени же для создания собственного набора у меня нет).

Большим достоинством Visio является возможность записывать результат в HTML-файл, что позволяет без проблем тестировать интерфейс на территории субъектов (вытянуть субъекта тестирования к себе довольно проблематично). Раньше это мог только PowerPoint, чем, во многом, и объяснялась его популярность в качестве инструмента для создания прототипов. Сейчас это умеет и Visio (обратите внимание, что сохранение в HTML начало нормально работать только в Visio 2001, с другой стороны, более ранние версии лучше работают с русским языком).

Вверх

<<Назад

Главная| ИС.. | Моделирование | Проектирование |ТД | Разработка | Интерфейс | Статьи | Ссылки | Автор
DimDim SoftWare Мастерская Dr. dimdim Copyright 2003-2004
Администратор info-system@mail.ru
Последнее обновление 26-Дек-2003