Dimdim SoftWare
Мастерская Dr.dimdim
ГлавнаяПоискНаписать письмо
ГлавнаяМоделированиеПроектированиеТЗРазработкаИнтерфейсСтатьиСсылкиАвтор
Главная > Программная инженерия
Подход на основе рекомендаций ACM IEEE

"Профессиональное программирование. Системный подход." И.Одинцов

Вот точка зрения на то, чему надо учиться, международных организаций, занимающихся стандартизацией:
  1. ассоциации по вычислительной технике (The Association for Computing Machinery — ACM) (http://info.acm.org). Это международная научная и
    образовательная организация, основная задача которой — распространение навыков, теорий и приложений из области информационных техно­
    логий;
  2. института   инженеров   по   электротехнике   и   электронике   (Institute   of Electrical and Electronic Engineers — IEEE) (http://www.ieee.org). Это всемирная  организация инженеров, направляющая деятельность технических обществ и участвующая в разработке стандартов.

Рекомендации этих организаций — "Учебные программы по информатике" [Curriculum 1968], [Tucker 1991] формулируют общие требования к учебным программам по информатике в виде модулей знаний, размещенных в 11 блоках. Блоки соответствуют девяти предметным областям, предложенных Питером Деннингом (Piter Denning) [Denning 1989], дополненных блоками "Социальный контекст информатики" и "Введение в язык программирования". Последний блок является факультативным. Это отражает подход, согласно которому необходимые знания по конкретным языкам программирования и практический опыт их использования учащиеся должны приобретать само­стоятельно или на факультативных курсах [Parnas 1990].

В табл. 1 приведен перечень этих модулей с указанием минимально рекомендуемого количества лекционных часов на весь период обучения в ВУЗе.
Перечень рекомендованных ACM/IEEEмодулей знаний

Модули знаний

Часы

Алгоритмы и структуры данных (AL)

47

AL1
AL2
AL3

Основные структуры данных
Абстрактные типы данных
Рекурсивные алгоритмы

13
2
3

Модули знаний

Часы

AL4
AL5
AL6
AL7
AL8
AL9

Анализ сложности
Классы сложности
Сортировка и поиск
Эффективная вычислимость и неразрешимость
Стратегия решения задач
Параллельные и распределенные алгоритмы

4
4
6
6
6
3

Архитектуры (AR)

59

AR1
AR2
AR3
AR4
AR5
AR6
AR7

Цифровая логика
Цифровые системы
Машинное представление данных
Системы машинных команд
Организация памяти
Интерфейсы и коммуникации
Альтернативные архитектуры

12
6
3
15
13
5
5

Искусственный интеллект и робототехника (AI)

9

АI1
AI2

История и приложения искусственного интеллекта
Задачи, пространства состояний, стратегии поиска

3
6

Базы данных и информационный поиск (DB)

9

DB1
DB2

Обзор, модели и приложения систем баз данных Реляционная модель данных

4
5

Человеко-машинное взаимодействие (HU)

8

HU1
HU2

Пользовательские интерфейсы Машинная графика

5
3

Числовые и символьные вычисления (NU)

7

NU1
NU2

Представление чисел, ошибки, переносимость Итерационные приближенные методы

3
4

Операционные системы (OS)

31

OS1
OS2

История, эволюция и философия
Мультипрограммирование

3
2

OS3

Взаимодействие и синхронизация процессов

4

OS4

Планирование процессов

3

OS5

Физическая и виртуальная память

4

OS6

Управление устройствами

2

OS7

Файловые системы

4

OS8

Безопасность и защита

3

0S9

Коммуникации и сети

3

OS10

Распределенные ОС и системы реального времени

3

Языки программирования (PL)

46

PL1

История и обзор языков программирования

2

PL2

Абстрактные машины

2

PL3

Представление типов данных

2

PL4

Управление последовательностью вычислений

4

PL5

Управление данными, разделение данных и контроль типов

4

PL6

Управление памятью

4

PL7

Конечные автоматы и регулярные выражения

6

PL8

Контекстно-свободные грамматики и МП-автоматы

4

PL9

Трансляторы

3

PL10

Семантика языков программирования

2

PL11

Парадигмы программирования

10

PL12

Конструкции параллельного программирования

3

Введение в язык программирования (PR) — факультативно

12

PR1

Введение в язык программирования

12

Программная инженерия и технология (SE)

44

SE1

Основы решения задач

16

SE2

Процесс разработки программного обеспечения

8

SE3

Техническое задание и спецификация

4

SE4

Разработка и реализация

8

SE5

Верификация и контроль качества

8

Модули знаний

Часы

Социальные, этические и правовые вопросы (SP)

11

SP1

История и социальный контекст информатики

3

SP2

Профессиональная ответственность в информатике

3

SP3

Риск и материальная ответственность

3

SP4

Интеллектуальная собственность

2

В качестве основы для разработки учебной программы по информатике ре­комендации определяют набор общих требований, предметный материал, обязательный для создания полного представления о специальности. Они не навязывают той или иной структуры курсов. Общие требования представлены в виде модулей знаний. При составлении конкретных учебных программ, помимо обязательного включения материала модулей, должны учи­тываться следующие составные части:
- изучение математики и естественно-научных дисциплин;
- проведение лабораторных работ, включая программирование; - воспитание профессиональных навыков.

Российские программы по информатике в большой степени соответствуют рекомендациям ACM/IEEE. Одной из наиболее известных и удачных отече­ственных программ является учебный план по специальности 220400 — "Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем" [ГОС 220400] [Лавров, Слисенко, Цейтин 1985]. Основные направ­ления развития информатики в целом соответствуют тем специальностям, которые выделены в российских стандартах. Российские стандарты и про­граммы университетов многих стран мира в целом схожи друг с другом, что отражает тот факт, что видение тенденций развития информатики в России и в других странах практически идентично.
Однако существуют и некоторые особенности российского образования в области информатики. В нем, по сравнению с американской системой обра­зования, придается большее значение фундаментальному математическому образованию и несколько меньшее значение естественным наукам и про­фессиональной подготовке. Это связано с тем, что компьютерные науки в России создавались преимущественно математиками, традиционно отдаю­щими предпочтение фундаментальным знаниям. Овладение такими знания­ми в наибольшей степени способствует формированию мышления обучаю­щихся. Причина различий здесь в том, что в России компьютерные науки и соответствующие образовательные программы исторически преимуществен­но математические, а в Америке — инженерные.
Следствием этого является то, что американский стиль обучения ориентирован на изучение процесса набора стандартных решений под типовые ситуации.
Российский стиль обучения подразумевает осмыление принципов получения решения и понимание важности развития решения задачи до обобщенного подхода.

Вверх

<<Назад

Главная| ИС.. | Моделирование | Проектирование | ТЗ | Разработка | Интерфейс | Статьи | Ссылки | Автор
DimDim SoftWare Мастерская Dr. dimdim Copyright 2003-2004
Администратор info-system@mail.ru
Последнее обновление 26-Дек-2003